Сергей Вахонин, уральский бизнесмен, генеральный директор ЗАО Эй-Си-Эс (ASC)имеетболее 25 лет опыта работы в сфере информационныхтехнологий. В 2011 году вместе с Дмитрием Калаевым, Евгением Шаровариным, Сергеем Показаньевым и Алексеем Костаревым организовал венчурный фонд Red Button для инвестиций в IT-стартапы. Фонд просуществовал один год и затем трансформировался в разные проекты каждого партнера. Сергей видел истории множества стартапов и готов дать ценные рекомендации тем, кто все-таки решился на запуск своего проекта. В 2017 году компания ASC под руководством Сергея Вахонина стала резидентом технопарка высоких технологий "Университетский".
Итак, советы по запуску стартапов:
1. Команда.
Самое главное в стартапе ? это команда. Слабая команда может загубить даже самую лучшую идею. Все участники должны быть единомышленниками и иметь высокую мотивацию и вовлеченность, гореть идеей, видеть цель и не видеть препятствий. Прежде чем заниматься стартапом, подумайте, что вы готовы дать новой компании, чем вы готовы пожертвовать во имя бизнеса и кто те люди, которые готовы вместе пройти тяжелый начальный путь. Кстати, надо быть готовым идти к успеху 3-5 лет, а то и больше.
Очень тяжело собрать настоящую команду в IT сфере, где специалисты очень избалованы и практически у всех есть предложения о работе еще со студенческой скамьи. Но если ты найдешь действительно своего партнера, единомышленника, то идея стартапа родится очень быстро. Как, например, произошло на одном из семинаров, проводимых компанией ACS, где с докладом на тему Интернет вещей выступал Виктор Бруцкий, IoT евангелист, aka 4refr0nt. Монолог Виктора плавно перетек в бурное обсуждение темы. Среди слушателей этого семинара был Вячеслав Кульков, который загорелся идеей сделать свой проект в сфере IoT и предложил совместную работу Виктору. От слов ребята тут же перешли к делу и уже на втором семинаре Интернет вещей. Продвинутый уровень представили свой старт-ап: сервис UsebЯ (У себя).
Уже в марте 2017 года дуэт Виктора и Вячеслава успешно выступил на EKB STARTUP DAY и получил предложение к реализации от Тюменского технопарка. Вот так, практически на наших глазах, всего за несколько месяцев удачное знакомство переросло в действующий стартап. Общайтесь, говорите о своей идее со всеми, слушайте мнения, ищите команду, ходите на мероприятия в своей сфере. Кто знает, может быть, ваше знакомство ждет вас.
2. Идея.
Идея важна, но еще важнее готовность трансформировать свои идеи в зависимости от того, как рынок воспринимает те или иные ваши предложения. Слушайте, что говорят потенциальные покупатели и трансформируйте продукт, предложения, идеи. Изучайте своих потребителей, выходите в поля, не бойтесь диалога. Возможно, в итоге ваш продукт окажется совсем не таким, каким вы его себе представляли.
К примеру, Uber изначально был задуман как сервис в премиум сегменте, позволяющий ездить на дорогих чёрных машинах дешевле, чем в целом по рынку. О будущем Uber тогда много спорили. Некоторые говорили, что сервис нужно сфокусировать на сегменте люкс, добавив функции заказа вертолётов и самолётов. Но создатели сервиса увидели, что есть массовый спрос и изменили свою идею под нужны потребителя, создав настоящую революцию на мировом рынке.
Не зацикливайтесь на своей идее, не носитесь с ней как курица с яйцом, слушайте людей, пробуйте, ошибайтесь, изменяйте, начинайте снова.
3. Продажи, продажи и еще раз продажи.
Все зависит от сегмента рынка, на который нацелен стартап, но в большинстве случаев, чем раньше вы начнете встречаться с потенциальными покупателями и предлагать свой продукт ? тем лучше, тем раньше вы узнаете, что надо людям и что они думают про вашу идею. Коммуникации важнее всего.
В книгах по стартапам есть множество примеров, когда предприниматели, еще даже не сделав окончательного релиза продукта, уже пытались его продавать и тем самым как можно раньше от рынка получали обратную связь о том что будет покупаться, а что нет.
4. Делайте продукт интернациональным.
Не ограничивайте свой рынок, мыслите широко. Думайте сразу про весь мир или интернациональный регион (Европа, Азия и т.д). Если вы делаете продукт только для специфичного рынка в конкретной стране (например, рынок госуслуг в России или Казахстане), то вы сильно завязаны на конкретную регуляторную базу, что повышает риски проекта. Масштабируйте свой продукт на весь земной шар.
СейчасASC работаеn над проектом AR2017, это стартап в сфере дополненной реальности. Мы сразу же думаем о масштабировании на другие страны. Это значит, что весь интерфейс и дизайн планируется к разработке на нескольких языках, серверная платформа разворачивается на облачной инфраструктуре, чтобы быть оптимальной к использованию пользователями всего интернета, а не только России, ключевые идеи излагаются инфографикой, а не длинными текстами на конкретном языке.
5. Упорство, труд, мотивация добиться успеха ? все перетрут.
Данные тезис не нуждается в каком-то раскрытии, так как даже у гениев 90% времени уходит на упорный ежедневный труд, который и вознаграждается вспышками прозрения.
Поля, отмеченные * обязательны для заполнения