Новое и хорошо забытое старое. В Екатеринбурге прошел форум «Наставник»

21 февраля 2018 г. 15:46

Во вторник в технопарке «Университетский» прошёл региональный форум «Наставник». В рамках встречи 300 представителей со всех регионов Уральского федерального округа обсудили проблемы наставничества в образовании.

Среди российских регионов Урал по объёмам выпуска промышленной продукции уступает только Москве и Московской области. А основная проблема уральских предприятий сегодня — дефицит кадров. Недостаток квалифицированной рабочей силы заставляет промышленные предприятия вкладывать средства в систему среднего профессионального образования. Заводы разрабатывают собственные учебные программы, за свой счёт покупают учебное оборудование и лаборатории. Например, Первоуральский металлургический колледж во многом обеспечивается Первоуральским новотрубным заводом (ПНТЗ), а металлургический колледж в Нижнем Тагиле — Нижнетагильским металлургическим комбинатом (НТМК).

Как отмечалось на форуме, не до конца решённой проблемой остаётся и «идеологическое обеспечение» решения кадровой проблемы — рабочие специальности необходимо больше популяризировать. Хотя в сфере оплаты труда ситуация уже изменилась к лучшему. Сегодня нередко высококвалифицированный специалист рабочей профессии зарабатывает больше, чем инженер или менеджер среднего звена.

— Среднее профессиональное образование сильно своей практической стороной, — сказал, открывая форум, заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков. — Специалисты, выпускаемые средними специальными образовательными учреждениями, больше ориентированы на практику. Колледжи, техникумы и технические училища бе-зальтернативны, зачастую мы сейчас имеем специальности, расположенные на стыке высшего и среднего профессионального образования. Полагаю, можно говорить о том, что некоторые колледжи дают уровень образования не ниже уровня бакалавриата. Это естественный процесс, когда речь идёт о производстве.

К сожалению, существующее сегодня образование слабо стыкуется с реалиями производства. Если ранее выпускник после окончания колледжа владел только одной профессией, то сегодня это мало устраивает работодателей. Для увеличения производительности труда и улучшения качества продукции необходимы навыки в смежных специальностях. В этой связи заслуживает внимание практика, распространённая на ПНТЗ. За основу там взяли развитую в Германии систему профессионального обучения Flexiebel (гибкий). Первоуральские металлурги ездили в Германию и внимательно изучали лучшие тамошние практики. Всё, что можно было применить у нас — бралось и адаптировалось. В результате была значительно изменена вся система обучения в Первоуральском металлургическом колледже. Сейчас у студентов 40 процентов учебного времени занимает теоретическая подготовка, а 60 процентов — работа в цехах завода. Практика разделена на два вида: ознакомительная и производственная. Благодаря этому теперь к окончанию колледжа выпускник владеет уже тремя-четырьмя профессиями.

Ещё одна важная инициатива заводчан называется «Классный папа». Фактически — это возрождение забытой практики наставничества, существовавшей в СССР. Проект занял второе место на Всероссийском конкурсе «Лучшие практики наставничества».

— Учиться в колледжи, в основном, ведь приходят дети из неполных семей, — поясняет куратор этого направления, начальник трубопрокатного цеха ПНТЗ Константин Батюков. —А наши наставники выполняют для них, в некотором смысле, роль отцов. За каждым «папой» у нас закреплена группа учеников. Старшие товарищи следят за успеваемостью, вызывают на индивидуальные беседы отстающих, иногда занимаются с ними выполнением домашних заданий. Мы развиваем и профессиональные навыки, и культурно-этические. Я, например, со своей группой сплавлялся по реке, участвовал в забеге на «Лыжне России».

Автор: Александр Азмуханов. Источник: «Областная газета». Фото: А.Кунилов. 

 

Комментарии