Как подтвердить свою квалификацию?

2 декабря 2019 г. 18:22

«Как известно, «нет предела совершенству». Для меня – независимая оценка квалификации - это новые пути и  перспективы, новые люди – интересные, активные, думающие. Я еще раз убедилась в том, что актуальность собственной квалификации необходимо поддерживать, это систематический непрерывный процесс, каким он и был всегда».

Татьяна Соколова -  доцент кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии РГППУ, прошедшая в этом году процедуру независимой оценки квалификации, ответила на наши вопросы и поделилась своим мнением по поводу значения оценки квалификации для профессионального развития прошедших ее специалистов, а также достоинств и недостатков процедуры НОК в ее нынешнем виде.

 

Какие особенности работы в сфере Вашей деятельности? На Вашей должности?

Я работаю доцентом на кафедре Российского государственного профессионально-педагогического университета. Виды деятельности – учебный процесс и научная работа. Особенность работы – большое количество коммуникаций и много разнообразной информации, включая документы.

Какие трудовые функции особенно важны в работе?

Трудовые функции в моей работе связаны, во-первых, с систематизацией большого количества материала, переработкой информации и представления ее затем в систематизированном виде. Во-вторых, это разработка методик преподавания предметов, учебных материалов.

В-третьих, в работе преподавателя очень важной функцией является передача информации в доступном, наглядном виде.  В то же время материал должен быть представлен на современном научном, техническом и нормативном уровне с применением современных средств передачи информации. Так что функции отбора, систематизации, визуализации информации и обязательно – коммуникативные функции.

Какие механизмы профессионального развития наиболее эффективны (применительно к сфере профессиональной деятельности)?

В части профессионального развития я бы отразила три пути – самообразование, обучение и профессиональное общение. Формы организации обучения в современном мире разнообразны: тренинги, обучение по программам повышения квалификации, коучинг, обучение на образовательных интернет-платформах и др. А для профессионального общения  на мой взгляд в настоящее время актуальны форумы, личные встречи, дистанционные встречи на интернет-платформах, обязательно должны быть площадки для взаимодействия сотрудников, специалистов. Вот это суперважно. Поскольку понимание профессионального информационного поля у каждого человека является индивидуальным, а профессиональное общение очень сильно помогает специалистам поддерживать свой уровень в профессии и достигать консенсуса во взглядах.

Проходили ли Вы ранее процедуру аттестации (оценку профессиональных компетенций)  в организации, в которой работаете?

Процедура аттестации конечно периодически проходит. В ВУЗовской системе принята система конкурсного отбора для замещения должности профессорско-преподавательского состава. Прохождение по конкурсу и есть форма оценки профессиональных компетенций преподавателя.

По Вашему мнению, необходимо ли для всех сотрудников Вашего предприятия/компании проводить независимую оценку квалификации?

Эта практика очень интересна, но не думаю, что ее нужно делать обязательной. Все-таки механизм регулирования уровня собственной квалификации может мотивироваться работодателем, но должен быть в сфере интересов сотрудника. Результат (документ) о независимой оценке квалификации при помощи третьей стороны является инструментом регулирования. Как только сертификаты будут признаваться и иметь определенный вес в профессиональной среде, заинтересованные в своей квалификации люди подтянутся к процессам сертификации и будут сами в них участвовать, это будет их инициатива. Я сомневаюсь, что нужно обязывать к этому процессу.

На соответствие требованиям какого профессионального стандарта Вы проходили независимую оценку квалификации?

Сертификацию я проходила в Центре оценки квалификации АНО «Наносертифика». Стандарт называется «Специалист по стандартизации в наноиндустрии».

Что мотивировало Вас принять участие в профессиональном экзамене по независимой оценке квалификации?

Два мотива. Во-первых, один из преподаваемых мною предметов – это «Сертификация продукции и систем менеджмента». Со студентами мы обсуждаем практику сертификации продукции, систем менеджмента, я рассказываю немного и о сертификации персонала. Мне было интересно пройти процедуру, о которой я рассказываю в теории на практике,  побыть в роли сертифицируемого человека, специалиста.

Во-вторых, другой предмет, который находится в сфере моих интересов – это стандартизация и мне было важно получить экспертную оценку актуальности собственных знаний в области стандартизации, желание профессионального развития в новом аспекте.

Какие материалы/источники Вы использовали при подготовке к профессиональному экзамену?

Три группы источников: первая- это конечно, стандарты, первоисточники, мы с них всегда начинаем, мы их всегда изучаем. Во-вторых, на площадке интернет – образования «Наносертифики» был интерактивный дистанционный курс, я его тоже прошла, неплохой курс в части помощи при  подготовке к экзамену для повторения, систематизации материалов. Третий источник – практика: это собственный опыт, учебные материалы, статьи, то есть вся информация, которая стекается к специалисту из разных источников.

Ваш работодатель поддержал/одобрил инициативу прохождения независимой оценки квалификации? 

Информация о том, что есть такая возможность пройти сертификацию квалификации, пришла ко мне именно от работодателя, а значит, я расцениваю это как поддержку и одобрение. Кстати, полученный сертификат был зачтен как факт повышения квалификации в моём портфолио. Это также одобрение со стороны работодателя.

Где проходила оценка квалификации и легко ли было найти информацию о процедуре независимой оценки квалификаций?

Процедура прошла на площадке технопарка высоких технологий в городе Екатеринбурге. Информация о возможности пройти независимую оценку квалификации пришла ко мне от работодателя. Самостоятельно я бы скорее не стала заниматься поиском. Следующим шагом  я обратилась к специалистам технопарка, которые ответили на все возникшие вопросы о процедуре.

Впечатления от оценки квалификаций: действительно ли оценка в форме профессионального экзамена проверяет «реальные профессиональные знания и навыки»?

Думаю, да, действительно. В программе экзамена был такие вопросы и такое практическое задание, которое потребовало достаточно серьезных интеллектуальных усилий, для того, чтобы его выполнить. Уверена, да.

Рекомендовали ли бы Вы своим коллегам пройти профессиональный экзамен?

Однозначно, да. Позволяет посмотреть на свою работу под другим углом зрения, это очень полезно.

Какие достоинства и недостатки независимой оценки квалификации как инструмента аттестации Вы выявили для себя?

Это один из самых сложных вопросов для меня в этом интервью, явных недостатков я бы не стала выделять. В любом начинании есть плюсы, есть минусы.  Большое достоинство – программа «Стандартизация в наноиндустрии» на  интернет – платформе. Кроме собственно учебной роли она позволила мне, как преподавателю, расширить свой кругозор об образовательных ресурсах в области стандартизации, теперь я рекомендую студентам ресурсы платформы «Е-нано», что очень хорошо дополняет стандартный курс, который преподается в ВУЗе. В качестве перспективы интерес вызывает процедура ресертификации. Мой сертификат заканчивается в течение ближайших месяцев, как поддерживать актуальность этого документа? По данному вопросу пока ясности нет.

Как помогло прохождение независимой оценки квалификации к построению траектории Вашего дальнейшего профессионального роста?

Как известно, «нет предела совершенству». Для меня – независимая оценка квалификации - это новые пути и  перспективы, новые люди – интересные, активные, думающие. Я еще раз убедилась в том, что актуальность собственной квалификации необходимо поддерживать, это систематический непрерывный процесс, каким он и был всегда. Желаю успехов в развитии процессов независимой оценки.

Комментарии