Итоги игры в цифровое будущее

25 октября 2021 г. 12:00

Как остаться человеком в цифровом будущем- один из важнейших вопросов, которые были поставлены перед участниками организационно – деятельностной игры в рамках Уральского молодежного энергетического форума «Энергетика. Россия. Человек».

Как все прошло и как отвечали на поставленные вопросы участники игры рассказывает организатор, главный инженер компании- резидента технопарка «Лаборатория будущего» Алексей Соколов.

 

«ОДИ – это игры

для умеющих ставить проблемы и мыслить

 в процессах их разрешения, или для желающих

научиться решать эти проблемы»

Г.П. Щедровицкий

 

Итак, завершен очередной проект, который мы с моими коллегами из сообщества «Навигация» проводим ежегодно осенью.

 

В восемнадцатый раз проведен Уральский молодежный энергетический форум «Энергетика. Россия. Человек». Традиционно это мероприятие проводится в формате организационно-деятельностной игры (ОДИ). В этом году оно проходило с 16 по 20 октября в «Точке кипения Екатеринбург».  Как обычно это мероприятие проходило при поддержке Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, а участниками форума традиционно являлись представители энергокомпаний Российской Федерации, работники органов местного самоуправления Свердловской области, студенты энергетических специальностей. В  этот раз поступило более 60 заявок на участие. География компаний, откликнувшихся на наше приглашение, включала половину страны. Кроме Свердловской области, заявки пришли из Костромской, Тульской, Московской, Тюменской, Калининградской областей, Пермского, Забайкальского, Красноярского краев.  Однако, ухудшающая эпидемиологическая ситуация многих заставила пересмотреть свои планы. В итоге в игре приняли участие 40 человек.  В этом году мы продолжили практику дистанционного участия в игре. На сайте сообщества navigo.su  создана инфраструктура, позволяющая насколько возможно, полноценно погружаться в игровые процессы. Сетевых участников было немного, но пока для нас главное наработать опыт использования сетевых технологий для качественного участия.

 

Как всегда, мы организовали широкую дискуссию о проблемах и перспективах развития энергетики в рамках заявленной темы. А поскольку рассматривать энергетику вне контекста социально-экономического развития, по мнению организаторов невозможно, дискуссия сразу задумывалась как многоаспектная или междисциплинарная, претендуя на системное рассмотрение обсуждаемых вопросов.

Но не менее важной целью для нас является ознакомление участников с интересным, но практически не распространенным форматом организации коллективного мышления и деятельности, которой и является организационно-деятельностная игра.

 В ходе установочного доклада каждый раз приходится рассказывать, что такое ОДИ.  Привел примеры применения ОДИ для решения проблем в энергетике. Во-первых, про игру Георгия Петровича Щедровицкого на Белоярской АЭС по проблемам эксплуатации ядерных реакторов. Во-вторых про серию ОДИ проведенных Петром Щедровицким для выработки концепции реформирования РАО «ЕЭС России».  В нескольких из них я принимал участие. В третьих мой собственный опыт обсуждения в подобном ОДИ формате, когда мы организовали экспертные слушания по определению технической возможности, экономической  целесообразности и экологической безопасности строительства подземных АЭС, собрав ведущих экспертов со всей страны.

 

Конечно, игра с кадровым резервом  отрасли не может претендовать на решение сложных проблем, но может дать возможность получить опыт эффективной организации коллективного мышления относительно своей профессиональной деятельности.

 

В связи с наличием двух целевых установок и результаты мы традиционно оцениваем, как содержательные и игровые. Причем акцент в этом году мы сделали на проблеме самоопределения. С самого начала участникам было предложено сформулировать свои цели и выбирать место и способ участия в игре в соответствии с ними.  

 

Логика заключалась в том, чтобы участники рассматривали цифровую технологическую революцию (цифровизацию) как средство достижения своих целей. Сложность такого подхода состоит в том, что у большинства участников нет осознанных целей, как нет и деятельностной позиции, или, иначе говоря, своего дела. Проблема состоит в том, что отсутствие собственного дела или причастности к тому, что называют большим или настоящим делом часто не осознается. Причем практически все участники сложившиеся специалисты, умеющие трудиться и ведущие активный образ жизни, но их работа и даже успешная карьера скорее представляет собой поведение в общепринятых нормах, чем самостоятельное целенаправленное стремление реализовать собственный замысел. Поэтому мы рассматриваем эти мероприятия в первую очередь как своеобразный тренинг самоопределения.

 

Существенным моментом в ОДИ является умение занимать позицию и вступать в конструктивную дискуссию. Участники в соответствии с их первичными самоопределениями были организованы в шесть групп, каждой из которых предстояло рассматривать  тему игры и темы каждого из ее тактов с позиции своей группы и удерживать эту рамку в дискуссии с другими группами. Названия групп определились такие: «Энергетика», «Экономика», «Экология», «Человек», «Россия» и «Мир». Таким образом, игра представляет собой еще и тренинг эффективной междисциплинарной коммуникации.  В ходе установочного доклада я показал, что у меня есть вопросы, которые я бы хотел обсуждать в группе «Энергетика», это проблемы внедрения робототехники, связанные с проектом «Канатоход», которым я в настоящее время занимаюсь. Интересуют меня и проблемы развития страны и мои возможности участия в их решении. А еще я хочу понять, как с помощью ОДИ происходит развитие человека. При каких условиях на игре происходит то, что Георгий Петрович называл инсайтом или озарением? Соответственно, если я хочу использовать игру для решения этих проблем, я должен сосредоточиться на одной из своих целей и выбрать соответствующую группу, где решение моей проблемы будет возможно.

 

 

Еще одной культурной нормой игры является постоянная забота о том, чтобы участники в пылу дискуссий отдавали себе отчет, что они делают, обсуждая тот или иной вопрос. Отсутствие такого самоанализа чревато риском не уложиться во время, регламентированное программой для подготовки и оформления доклада или вообще не получить результата коллективной работы. Таким образом, игру мы рассматриваем еще и как тренинг рефлексии.

 

Подводя итоги игры можно отметить, что заинтересованное обсуждение вопросов, предложенных в программе состоялось. Выделены наиболее значимые вызовы ближайшего будущего. Удалось найти и адекватные ответы на эти вызовы.  Выяснили, например, что потребитель благ цифровой революции не является ее двигателем, а, скорее, ее кормовой базой. Пришли к выводу, что повышение уровня, качества и продолжительности жизни могут быть главными целями развития страны, а борьба за технологическое лидерство – средством их достижения, а не самоцелью. Но более важным результатом, который получили для себя участники, стал момент самоосознания, понимание важности самоопределенности в своей жизни и личной ответственности за будущее свое, своих близких и своей страны.

 

Пять дней – очень короткий срок для ОДИ. Это отметили и некоторые участники.  Но, тем не менее, многие отчетливо оценили путь, который им удалось пройти за эти дни. Проводя в начале игры тест на самоопределение, мы предложили ответить на ряд вопросов. Один из них был -  «Кем я хочу стать?». Самый интересный ответ был такой: «Хочу стать матерью президента». На мой вопрос -  «Правильно ли я понимаю, что Вас интересует, что надо для этого делать?» был ответ «Я уже все сделала». В большинстве анкет ответов на этот вопрос не было. Так происходит на каждой игре. Но на четвертый день, когда уже выявлены и основные вызовы цифрового века и названы проблемы, которые необходимо решать, участникам игры было предложено назвать проблемы, с которыми сталкиваются они лично, оказалось, что у многих проблем нет. То есть к проблемам, которые легко назывались игроками, сами они никакого отношения не имеют. Зато удалось, наконец, заговорить о тех настоящих делах, которые они делают в жизни или давно собираются, мечтают, обдумывают, но пока не решились ими заняться. И тут выясняется, что перед двумя участниками игры, занимавшими позицию Предпринимателя, стоит вопрос, как уволиться с работы и начать свое дело, посвятив ему все свое время. Момент истины наступает, когда люди начинают говорить про себя. В этот день до одного из участников доходит смысл утверждения Георгия Петровича, процитированного в первый день «Настоящие дела делаются бесплатно». Осознание себя самодеятельной ответственной и творческой личностью проявляется по-разному, например, в пришедшем на игре решении подарить отцу пенсионеру мотоцикл, о котором он давно мечтал, но который для него уже недоступен.  Какое отношение этот пример имеет к теме игры? Если участь, что одним из важных вопросов наших игровых дискуссий стал вопрос – как остаться человеком в цифровом будущем, то самое прямое.

Комментарии